Двусложные размеры

Двусложные размеры

ДВУСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ — двудольные размеры, двусложники — в силлабо-тонич. системе стихосложения — размеры, осн. на стопах, состоящих из 2 слогов (отсюда назв.) — хорей и ямб. В рус. силлабо-тонич. стихе ритм Д. Р. основан на чередовании слабых (безударных) и сильных (ударных) позиций, слоговой объем каждой из к-рых равен единице. Такое чередование позиций в четном (ямб) или нечетном (хорей) порядке образует "первичный ритм" Д. Р. Поскольку ср.-статистич. объем слова в рус. яз. превышает 2 слога, в Д. Р. часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), в результате чего одни сильные позиции стиха более стремятся к ударности, др. — менее, образуя "вторичный ритм". Последнее сильное место в рус. стихе обязат. занято ударным слогом слова любого слогового объема, т. к. концевое ударение определяет границу стиха. Остальные сильные места могут быть заняты безударными или ударными слогами любых слов. Так, напр., "вторичный ритм" 5-стопного ямба проявляется помимо обязат. ударности 10-го слога в преим. сильноударности 2-го и 6-го слогов и преим. слабоударности 4-го и 8-го ("По не́вскому грани́ту иль на ба́ле...", А. С. Пушкин). Такой ярко выраженный ритм прослеживается на всем протяжении истории рус. стиха в хорее с четным кол-вом стоп и в ямбе с нечетным кол-вом стоп. "Четные" ямбы и "нечетные" хореи, в к-рых не совпадают два указанных закона, дают более сложный "вторичный ритм", меняющийся от эпохи к эпохе (напр., в 4-стопном ямбе "Изволила Елизавет" — 18 в. и "Адмиралтейская игла" — нач. 19 в.). Слабые места в Д. Р. могут быть заняты безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов, в последнем случае возникают сверхсхемные ударения (спондеи), в рус. стихе они нечасты (напр., "Шве́д, ру́сский ко́лет, ру́бит, ре́жет…", А. С. Пушкин). Д. Р. более популярны, чем 3-сложные, из Д. Р. более распространены в рус. поэзии ямбич., менее — хореич. На основе одинакового "первич. ритма" ямб и хорей могут чередоваться в пределах стихотв. текста (двусложники с переменной анакрузой). В редких случаях Д. Р. чередуются с 3-сложными, образуя сложную полиметрич. композицию.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Двусложные размеры" в других словарях:

  • ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — см. Ямб и Хорей …   Большой Энциклопедический словарь

  • двусложные размеры — стихотворные размеры, в которых ударные слоги чередуются с безударными в четном (ямб) и нечетном (хорей) порядке, образуя двусложные стопы. Ударные слоги часто заменяются безударными. Рубрика: структура стихотворного произведения Род:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • двусложные размеры — см. Ямб и Хорей. * * * ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, см. Ямб (см. ЯМБ) и Хорей (см. ХОРЕЙ) …   Энциклопедический словарь

  • Двусложные размеры — (двудольные размеры)         в стихе, стихотворные размеры, в которых на каждый сильный слог приходится один слабый. См. в ст. Размер стихотворный …   Большая советская энциклопедия

  • ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо тоническом стихосложении — ямб и хорей, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно безударных [ ] и произвольных [ ] слогов: ( ) …; на последнем сильном …   Литературный энциклопедический словарь

  • двусложные размеры — см. в ст. силлабо тоника. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 …   Литературная энциклопедия

  • двусложные размеры — в силлабо тоническом стихосложении хорей и ямб …   Словарь литературоведческих терминов

  • Двудольные размеры — иначе двусложные размеры, образуемые по силлабо тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей сильной и слабой, или наоборот слабой и сильной (Ú U хорей и U Ú ямб). Основным для них является то, что ударения они… …   Литературная энциклопедия

  • ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо тоническом стихосложении — дактиль, амфибрахий и анапест, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно ударных сильных мест и преимущественно безударных слабых мест ; схема: ( ) …   Литературный энциклопедический словарь

  • двудольные размеры \(двусложные\) — ДВУДО´ЛЬНЫЕ РАЗМЕ´РЫ (ДВУСЛО´ЖНЫЕ) в русском силлабо тоническом стихе обычно относят к ямбам и хореям. Но фактически двудольная (двусложная) стопа не может служить количественной мерой ритмического процесса в силу крайней ограниченности своего… …   Поэтический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»